Есть много разных путей к быстрой и эффективной диагностике. В связи с прогрессирующим развитием технологий системы, с которыми мы имеем дело, становятся все более и более сложными. Диагностика для нас более проблематична, и требуется время, чтобы отследить источник неисправности.
При поиске неисправности в электрической системе автомобиля вам нужно упростить то, что вы можете — вы слышали это много раз. Это способ решения сложных задач не только в традиционной электротехнике, но и при контакте с повсеместными контроллерами и цифровыми сетями. Он заключается в устранении определенных элементов, цепей и электрических проводов с целью проверки отдельных фрагментов данной системы. Самый простой пример — проверка несветящейся лампочки. Вытаскиваем лампочку, смотрим на нее против света и обнаруживаем, что она повреждена. Ставим вторую, новую, а эта тоже не горит. Затем мы можем проверить напряжение, подаваемое на патрон лампы, или дать положительное напряжение напрямую от батареи. Такое подключение постороннего напряжения — упрощение схемы. Напряжение не проходит через предохранитель, выключатель, модуль управления освещением, через электрические провода в автомобиле, только самым простым способом — напрямую от аккумулятора. Опуская схемы, можно быстро определить, какой фрагмент поврежден.
Другой очень известный случай — закрытие клапана рециркуляции выхлопных газов. Раньше такие клапаны не имели управления работой, то есть потенциометра, который определял положение грибовидного открывающего клапана. Достаточно было надеть кусок правильно вырезанной пластины, чтобы такой клапан не работал на время испытаний. Это облегчило поиск неисправности. Итак, мы снова упрощаем систему при диагностике. Это простые случаи, скажем так, читабельные. Конечно, у умелых и опытных диагностов есть ряд собственных идей, ускоряющих диагностику. Иногда мы можем найти описания таких идей на различных форумах, не обязательно самых профессиональных.
Еще один пример упрощения схемы для диагностических целей. Мы подозреваем неисправность в системе выпуска отработавших газов, а точнее — предполагаем, что катализатор забит. В этом случае мы тоже можем «упростить схему». Достаточно, например, открутить кислородный зонд, чтобы выхлопные газы миновали выхлопную систему, а затем попытаться запустить двигатель. Цепь — это не только электрическая цепь, но также цепь всасываемого воздуха, выхлопа, вакуума, топлива или другая цепь. Вышеупомянутое отрицательное давление является средой, которая передает энергию, необходимую для работы электропневматических клапанов. Если в вакуумном контуре есть неисправность, например, утечка, системы, подключенные к этому вакууму, не будут работать должным образом. Например, у нас есть течь в подушке двигателя, подключенной к вакуумному насосу, и в результате возникают ошибки системы турбонаддува. Следовательно, для диагностических целей, имея подозрение на неправильный вакуум, мы можем отключить другие приемники и оставить только клапан наддува, а затем проверить требуемое значение, полученное системой наддува на сканере.
В электронных системах, когда мы имеем дело с цифровыми сетями, мы можем таким же образом упростить схемы, то есть исключить определенные элементы. Подключенные драйверы могут видеть друг друга, поэтому после отключения одного из них остальные будут писать ошибки, касающиеся отсутствия связи. Это нормально, нам придется удалить эти ошибки после тестирования. При поиске неисправности отключаем не только драйверы, но и фрагменты цифровых сетей. Иногда автомобиль устроен таким образом, что мы можем легко отключить определенные части сети, вынув вилку из розетки. Но так бывает не всегда — иногда приходится перерезать провода. Хотя многие учебники и руководства предостерегают от перерезания проволоки, это очень эффективно в некоторых диагностических случаях. После проведения тестов вам придется очень тщательно спаять, заизолировать и, если это была витая пара, еще и хорошенько сплести провода, пытаясь восстановить исходное состояние.
Из практики мы знаем, что в конце концов многие люди делают такие действия очень небрежно. А может, когда машина выезжает из мастерской, все будет нормально работать, но через какое-то время провода за что-то зацепятся и со временем оторвутся. Не менее важна и упомянутая витая пара. Ведь сделать правильную «косу» несложно и не займет много времени. С другой стороны, если оставить провода прямыми, это может привести к появлению помех и, следовательно, к другой проблеме, но на этот раз по вине нашей мастерской.
При обслуживании автомобилей клиентов мы можем видеть, когда кто-то впереди нас ремонтировал сложную электронику, а в итоге небрежно спаял провода, не погнул штыри в вилках или не поставил жгут проводов на место. Эти последние шаги также следует выполнять очень осторожно.
Другой вопрос — это замыкание контуров цифровой сети. Если цифровая сеть входит и выходит к данному драйверу, тогда цепь разрывается, когда этот драйвер отключен. Это означает, что никакая информация не дойдет до других водителей. Следовательно, для обеспечения передачи данных на другие контроллеры мы должны использовать перемычки в разъемах, чтобы обеспечить непрерывность цифровой сети. Во время таких действий возникают различные явления, многие системы начинают работать совершенно по-другому — потому что не получают полной информации и переключаются на другие режимы работы, известные как аварийное переключение. Я призываю вас записывать результаты таких экспериментов, потому что это нас учит, а во-вторых, возможно, в будущем эти записи окажутся очень ценными.
Здесь стоит вспомнить такую картину, часто встречающуюся в мастерских. Двигатель не работает должным образом, поднимаем капот, снимаем расходомер и двигатель начинает исправно работать. Конечно, мы это делали, или другие люди показывали нам такой эксперимент. Учтите, что в одних автомобилях двигатель гаснет, а в других будет работать лучше. Все зависит от программы аварийного переключения. Также стоит отметить, что в следующий раз вы сможете использовать такие занятия для постановки правильного диагноза.
Каждый из нас упрощает схемы при диагностике, возможно, не называя это упрощением. Иногда стоит проанализировать ваши методики, мы обязательно придумаем много интересных идей и разберемся в знаниях.