Поликлиновые ремни вспомогательного оборудования — это обычно используемые элементы, которые приводят в действие ряд различных компонентов: компрессор кондиционера, генератор переменного тока и насос гидроусилителя рулевого управления. Из-за уменьшения рабочего объема двигателя и широко понимаемой экологии ремни для вспомогательных агрегатов работают сегодня в гораздо более сложных условиях, чем десять или около того лет назад. Когда их следует менять и что является наиболее важным фактором их износа?
Поликлиновые ремни преобладали в приводах оборудования двигателей внутреннего сгорания. Иная ситуация в случае гибридных автомобилей, где ремни отсутствуют — компрессор кондиционера или генератор переменного тока приводятся в движение независимыми электродвигателями. Однако, когда речь идет о все еще доминирующих автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями, производители стремятся облегчить работу этих систем (что, к сожалению, не означает повышенной долговечности). Поэтому во многих новых автомобилях мы имеем дело с так называемыми «Змеевидная система», то есть случай, когда один поликлиновой ремень приводит в движение несколько компонентов одновременно. Ремни движутся по направляющим роликам, обгонным роликам в генераторах и гасителям крутильных колебаний в ведущем шкиве. Важным элементом является натяжитель, который поддерживает натяжение, вызванное длиной вспомогательного ремня. В то же время следует помнить, что выбор этой длины является ключевым — люфт, возникающий из-за установки слишком длинного ремня, является распространенной ошибкой в мастерских. Правильно натянутый ремень имеет люфт от 5 до 15 мм.
Каждый ремень — это элемент, который периодически заменяется, и его выход из строя проявляется в первую очередь по скрипу. Информация о интервале замены каждый раз уточняется производителем транспортного средства. Опыт показывает, что обычно это около 100000 км, хотя сложные условия эксплуатации транспортного средства (например, автомобиль, работающий в качестве эвакуатора, такси или часто буксирующий прицеп) могут значительно снизить этот предел. В старых автомобилях можно было натянуть вспомогательный ремень вручную. Сегодня, когда эту роль играют автоматические натяжители, каждый признак износа поликлинового ремня означает, что мы должны заменить его новым.
Ремни изнашиваются в процессе эксплуатации — резиновые элементы изнашиваются, а сама резина может крошиться и стареть. Любое химическое загрязнение, например, отработанное моторное масло, которое может ухудшить долговечность резины, опасно. Негативное влияние оказывают и погодные условия. Ремни для принадлежностей обычно не покрыты каким-либо покрытием, поэтому мороз или, например, грязь могут ускорить разрушение материала, из которого они сделаны. На износ ремня также влияют смещенные или изношенные шкивы.
Скрип ремня для принадлежностей не обязательно означает, что ремень для принадлежностей изношен. Это может быть сигнал о выходе из строя одного из приводящих его устройств. Ремень начинает скользить по ролику из-за чрезмерной нагрузки. Поврежденный генератор (например, его подшипник), слабый аккумулятор или электрическая система обычно являются причиной повышенного сопротивления, которое ремню приходится преодолевать. По этой причине все элементы и устройства должны быть тщательно проверены — как с точки зрения того, как они выглядят на первый взгляд, так и с точки зрения их поведения во время работы.
Недооценка периодической замены вспомогательного ремня может привести к его разрыву во время движения. Степень ущерба, который это вызовет, зависит от конструкции двигателя. Если обрыв поликлинового ремня приводит в движение насос охлаждающей жидкости, продолжать движение — плохая идея. Всего за несколько километров двигатель без охлаждения перегреется. В случае (независимого) обрыва ремня привода генератора мы можем предположить, что величина тока в аккумуляторной батарее позволит вам проехать только несколько километров.
Во многих двигателях с небольшим рабочим объемом один клиновой ремень может приводить в движение несколько устройств. Это делает шкивы меньше и ближе друг к другу. Это, в свою очередь, приводит к увеличению углов изгиба ремня и, следовательно, к более сложным условиям эксплуатации. По этой причине, помимо регулярного контроля и своевременной замены, мы должны использовать качественные детали. Примером этого являются поликлиновые ремни SKF, которые производятся в тесном сотрудничестве с производителями автомобилей. Стоимость нового поликлинового ремня невысока — от десятка до нескольких десятков злотых, в зависимости от автомобиля. Хорошая возможность заменить его — это сделать при замене привода ГРМ, когда нам все равно придется снимать такой ремень.