Системы кондиционирования воздуха сейчас входят в стандартную комплектацию подавляющего большинства выпускаемых моделей автомобилей. Эта система, повышающая комфорт вождения, является полезным дополнением, но требует постоянного обслуживания.
Из-за химического состава (высокой летучести) хладагента в процессе эксплуатации автомобиля происходит его неизбежная потеря, составляющая от 50 до 140 г в год. Величина коэффициента потерь зависит от соотношения длины металлических и резиновых труб, которые имеют больший коэффициент диффузии. Поэтому необходимо периодически доливать хладагент до уровня, требуемого производителем транспортного средства. Вторая причина, требующая периодического обслуживания системы кондиционирования воздуха, — это попадание влаги из окружающей среды внутрь системы, что может привести к неисправности системы и повреждению компрессора системы. Поэтому при каждом обслуживании системы кондиционирования рекомендуется заменять осушитель, поглощающий влагу из хладагента, и продувать систему азотом для удаления влаги изнутри системы. Еще одним аргументом в пользу необходимости сезонного обслуживания системы кондиционирования в автомобиле является тот факт, что в процессе эксплуатации (особенно при нерегулярном использовании системы кондиционирования) из вентиляционных отверстий исходит неприятный запах, вызванный бактериями. , грибки и другие микроорганизмы, оседающие на испарителе системы. Поэтому необходимо периодически дезинфицировать испаритель и заменять салонный фильтр. Следовательно, техническое обслуживание системы кондиционирования воздуха сводится к обеспечению правильного количества и качества хладагента внутри системы. Таким образом, наиболее важные действия во время обслуживания и ремонта включают восстановление хладагента и заполнение системы с одновременным восполнением его потерь. Внедрение услуги по обслуживанию систем кондиционирования воздуха в мастерской, как дополнительной специализации в предоставлении услуг в области автомобильной техники, не требует дополнительных инвестиций в сфере строительства и создания или выделения отдельных, новых должностей. в существующих мастерских. Необходимо лишь оснастить мастерскую соответствующим сервисным оборудованием, стоимость покупки которого также не является большими финансовыми затратами.
Конечно, смотровая яма или лифт пригодится в мастерской при обслуживании систем кондиционирования, а также для других работ по обслуживанию автомобиля. Обнаружение дефекта или даже утечки требует доступа оператора также снизу автомобиля.
Для обслуживания автомобильной системы кондиционирования необходимо иметь подходящее устройство, широко известное как станция обслуживания кондиционеров. В зависимости от объема выполняемых функций, степени их автоматизации и конструкции устройства различают:
- заправочные станции, которые позволяют заправлять систему кондиционирования только хладагентом и компрессорным маслом. Этот тип устройства имеет вакуумный насос и набор манометров с клапанами.
- станции обслуживания — помимо функции заправки хладагента, они также имеют функцию возврата хладагента (отделение масла от хладагента). Их конструкция также оснащена компрессором и конденсатором с вентилятором и подходящим фильтрующим набором.
В зависимости от степени автоматизации рабочие станции можно разделить на полуавтоматические и автоматические. На полуавтоматических станциях действия, связанные с дозированием масла, выполняются вручную. Кроме того, станции этого типа могут быть оснащены принтером, позволяющим распечатывать параметры выполненных работ по техническому обслуживанию.На автоматических станциях весь процесс, включая дозирование свежего масла, выполняется устройством автоматически. Это возможно благодаря встроенным двум дополнительным (помимо шкалы хладагента) масляным шкалам (одна для отработанного масла и одна для свежего масла). Устройство измеряет вес собранного масла и снова подает такое же количество свежего масла. Дополнительными функциями являются опции печати и встроенные базы данных, содержащие информацию о необходимом количестве хладагента для каждого типа транспортного средства.
Работа исполнительного устройства кондиционера состоит из следующих циклов:
- восстановление, при котором действие выполняется после подключения кабелей устройства к точкам обслуживания системы кондиционирования воздуха в транспортном средстве.
- для слива хладагента из системы;обработка — этап, который проводится одновременно с извлечением хладагента, состоящий в удалении примесей и влаги из среды и отделении компрессорного масла от среды;
- вакуум — при котором из системы кондиционирования в автомобиле удаляется оставшаяся влага и система проверяется на герметичность;
- восполнение масла — этап, на котором количество масла, удаленного ранее во время обработки, пополняется хладагентом;
- заправка — последняя операция, во время которой необходимое производителем транспортного средства количество хладагента вводится в систему кондиционирования автомобиля.