Делаем быстрые замеры каждый день. Чтобы проверить искру в машине, нам не нужно подключать осциллограф. Безопаснее всего использовать тестер, подключенный к цепи высокого напряжения. Только нечеткий и непостоянный цвет искры, к которому мы привыкли, является сигналом для подключения более точного прибора, позволяющего определить значение напряжения. Но простейший тестер искры (за дюжину злотых) выполняет свою роль, когда мы хотим проверить, есть ли искра вообще или нет. Точно так же при поиске напряжения в патроне лампы нам не нужно проверять напряжение вольтметром, достаточно тестера ламп. Мы сталкиваемся с подобными ситуациями в более сложных ситуациях. Одной из таких ситуаций может быть проблема с корейским автомобилем в 1994–1996 годах. Это были годы первых заводских иммобилайзеров. Автомобиль с бензиновым двигателем и установленной газовой системой внезапно перестал работать на бензине. Мы проверили, что бензиновые форсунки не работают. Контрольная лампа MIL горела постоянно, и контроллер не показывал ошибок. Подозрение упало на актуатор в контроллере, который активирует форсунки. К нашему удивлению, на последнюю интегральную схему, непосредственно управляющую форсунками, никаких импульсов не поступало. Мы снова подключили сканер, и оказалось, что у нас есть заданный угол зажигания (рассчитанный микропроцессором), а время впрыска топлива по-прежнему равно нулю милливольт. В те годы это было поведение контроллеров, заблокированных иммобилайзерами. Диагностики иммобилайзера тогда не было. Начали разбираться повнимательнее и подключили осциллограф к проводу, соединяющему иммобилайзер с блоком управления двигателем. После включения зажигания мы увидели несколько импульсов в пять вольт. На этом наша диагностика закончилась, а именно: отсутствует или поврежден транспондер в ключе. В двух словах объясним, почему было принято это решение. Опыт показывает, что между блоком управления двигателем и иммобилайзером должен быть обмен информацией. Появления трех-четырех прямоугольных импульсов явно недостаточно. Для обмена информацией должно быть не менее десятка таких прямоугольников. То, что у нас есть пятивольтовая волна (кодов еще не было), указывало на высокую вероятность того, что сам иммобилайзер (как отдельное устройство под рулем) исправен. Чего-то не хватало, только правильный код, отдававший команду на запуск блока управления двигателем. Мы попросили у клиента второй ключ, и машина «счастливо тронулась». Это примеры, которые нам не всегда нужно знать и знать все наизусть. Очень ценятся приблизительная информация, опыт, интуиция, они ускоряют и облегчают нашу работу. И все же на работе важны время и правильность решений. Количество быстрых и точных решений является показателем нашей эффективности. Важно время на подготовку измерительного прибора, установку проводов, подключение и так далее. Поэтому использование упрощенных методов — ценный навык.
Неисправность холостого хода искали давно. Причина — «художественная» распиловка дроссельной заслонки. Может быть, кто-то не смог найти правильную причину и поэтому «старался, как мог».
Другой пример — неравномерная работа на холостом ходу. Если несколько раз резко нажать на педаль акселератора, холостой ход будет нестабильным. Есть рывки, волны, пока двигатель не заглохнет. Каждый из нас знает, что источников такого поведения действительно может быть много. В простейшем случае нам поможет диагностический сканер. Например, он предложит вам выполнить адаптацию с пометкой, что вам следует прочитать руководство, прежде чем приступить к процессу адаптации. А в мануале обычно говорится о правильной подготовке, то есть очистке системы воздухозаборника, прогреве двигателя и напоминании о хорошо заряженном аккумуляторе. Другой частый случай — утечка в системе забора воздуха. Гораздо меньше «плохой» работы двигателя на холостом ходу из-за повреждения генератора. И еще бывают такие случаи, слабый аккумулятор, отсутствие зарядки на холостом ходу и в такой момент попытки регулятора компенсировать холостой ход не приносят ожидаемых результатов. Проверка напряжения питания на холостом ходу решает загадку. В старых автомобилях, где компрессия в цилиндрах уже не самая лучшая, а заказчик не хочет вкладывать больше денег, можно использовать функцию увеличения холостого хода с помощью диагностического сканера. Теперь почти каждый универсальный сканер имеет возможность изменять значение холостого хода, если это позволяет программное обеспечение контроллера двигателя. Это якобы небольшое изменение на 50 или 100 об / мин приводит к приличному поведению уже изношенного двигателя.
И третий пример об упрощенных методах, для быстрой и эффективной диагностики. На этот раз о системе кондиционирования. Несмотря на то, что сейчас зима, мы ремонтируем кондиционер, который не включается. Работа по проверке начинается с подключения сканера к контроллеру двигателя и проверки того, что видит контроллер. Конфигурация работы кондиционера может широко варьироваться. Блок управления двигателем может играть первостепенную роль и может получать информацию о давлении охлаждающей жидкости. В зависимости от нагрузки, например, при движении в гору или при быстром ускорении, он может временно выключить компрессор. И в такой конфигурации мы должны проверить причину отсутствия команды на включение реле компрессора. Если хладагент отсутствует, мы можем временно смоделировать его присутствие, например, подключив потенциометр вместо датчика. Это типичные методы моделирования, используемые при поиске и устранении неисправностей. Но бывают и случаи, когда контроллер двигателя был поврежден и заменен другим, не приспособленным к работе автомобилей, оборудованных системой кондиционирования. Если машине уже немало лет, а использование нового контроллера обойдется довольно дорого, можно подумать о том, как обойти основную роль блока управления с помощью одного или нескольких реле. Самый простой случай, когда кондиционер решает включить компрессор, посылает сигнал на блок управления двигателем, который в свою очередь включает реле. Обычно сигнал, поступающий на контроллер, имеет знак, противоположный сигналу, поступающему на реле. Вот почему мы должны использовать реле. Принимая решение об изменении конфигурации, мы должны все проверить, правильно ли наше упрощение и не приведет ли к сбоям в работе других систем. Конечно, существует множество таких «уловок», которые безвредны и позволяют эффективно работать уже старым автомобилям при невысокой стоимости.