Обслуживание автомобилей, особенно компонентов шасси и механизмов, связано с обеспечением безопасного и легкого доступа к ним. В зависимости от выполняемых работ по диагностике, техническому обслуживанию или ремонту требуются разные условия для их выполнения и, следовательно, метода подъема транспортного средства.
Раньше этот вид работ выполнялся почти исключительно на каналах цехов (называемых каналами контроля). На сегодняшний день существуют мастерские, где таким образом обеспечивается доступ к компонентам шасси автомобиля. Это решение также имеет свои преимущества, такие как отсутствие необходимости проводить периодическое обслуживание, обслуживание и технический осмотр традиционных лифтов, а также значительно меньшие финансовые затраты на создание и поддержание ее в полной технической готовности. Решающим недостатком решения для канала является стабильность размеров, как с точки зрения глубины, так и возникающих проблем, связанных с разным ростом сотрудников, а также шириной и проблемами, связанными с разной колеей используемых транспортных средств. В настоящее время в подавляющем большинстве автосервисов используются различные типы подъемников для выполнения работ по техническому обслуживанию, связанных с работой с шасси. Основным преимуществом подъемников по сравнению с канальным решением является возможность плавной регулировки высоты подъема транспортного средства и, следовательно, обеспечение наиболее оптимальных условий работы, адаптированных к росту сотрудника и видам обслуживания.
По назначению все подъемники, используемые в автомастерских, можно разделить на две группы:
- для частичного подъема автомобиля,
- пока автомобиль не будет полностью поднят.
В первую группу входят подъемники для подъема только одного колеса, обоих колес на одной стороне транспортного средства или колес на одной оси. Эти подъемники используются как мобильные, добавляются в любое укрепленное место в цеху или скользят по смотровой яме. Обычно они имеют гидравлический привод, хотя все чаще используются решения с пневмоприводом. На практике эти конструкции чаще всего используются при обслуживании колес транспортных средств (например, в шиномонтаже: пневморессоры и так называемые снеговики). Подъемники, предназначенные для полного подъема транспортных средств, намного удобнее в использовании. По типу создаваемой подъемной силы и способу передачи привода современные конструкции лифтов можно разделить на три группы:
- электромеханический,
- электрогидравлический,
- электропневматический.
Первая группа подъемников чаще всего использовалась в недавнем прошлом. Однако в настоящее время этот тип конструкции эффективно заменяется решением с электрогидравлическим и электропневматическим приводом. Подъем лифтов в данной конструкции осуществляется с помощью электродвигателей и вертикальных винтовых, цепных и канатных механизмов. Электрогидравлические подъемники используют физическое явление увеличения подъемной силы поршня в гидравлической системе, создаваемой поршнем гидравлического насоса. Рабочим телом в этой конструкции является гидравлическое масло. Похожий принцип работы используют конструкции с электропневматическим приводом. В этом решении рабочим телом является сжатый воздух.
Принимая в качестве критерия разделения способ подъема транспортного средства, все используемые в настоящее время автомобильные подъемники можно разделить на:
- столбчатый,
- ножницы,
- столб.
Диагностический четырехстоечный подъемник.
Каждое из этих решений имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому выбор конкретного дизайнерского решения должен зависеть от размеров мастерской и объема выполняемых работ и оказываемых услуг.
Подъемники колонного типа имеют одну или несколько, но четное количество колонн. Поэтому в этой группе можно выделить лифты:
- одноколонный,
- двухколонный,
- четырехколонный.
Диагностический ножничный подъемник.
В прошлом доминирующим типом привода в этой группе лифтов было электромеханическое (винтовое) решение, которое теперь в подавляющем большинстве случаев заменяется электрогидравлическим (приводным) приводом. Эти типы лифтов обычно имеют один общий двигатель, хотя это не всегда так. Наиболее распространенной конструкцией автоподъемников, используемых в настоящее время в мастерских, является двухколонный вариант, в котором автомобиль поднимается двумя парами шарнирных рычагов, установленных на тележках, перемещающихся вертикально по направляющим обеих колонн. Благодаря соответствующей конструкции рычагов, можно устойчиво поднимать автомобили с разными размерами шасси (с разным расположением точек опоры). В группе двухколонных лифтов можно выделить симметричную конструкцию (с четырьмя равными рычагами, в которых центр тяжести поднимаемого транспортного средства находится между колоннами по их оси симметрии) и асимметричным (с двумя парами рычагов разной длины, в которых центр тяжести поднимаемого транспортного средства находится в зоне входа ось, но перед осью, пересекающей оба столбца). Когда автомобиль поднимается на двухстоечных подъемниках, колеса автомобиля и компоненты подвески освобождаются.
Вторая группа подъемников на колоннах — это версии с четырьмя колоннами. Это так называемые инерционные подъемники, в которых поднятый автомобиль стоит на двух опорных плитах, поднятых между четырьмя колоннами. Одна из аппарелей подъемника подвижная, благодаря чему можно регулировать расстояние между аппарелями в зависимости от ширины и колеи колес транспортного средства. В большинстве выпускаемых в настоящее время лифтов используется электрогидравлический привод. Подъемники этого типа используются как обычные сервисные или диагностические подъемники, а затем они дополнительно оснащаются поворотными платформами для передних колес транспортного средства, расширительными пластинами для задних колес и осевым домкратом для компенсации биения колес при измерении углов установки колес. Ножничная версия — все более распространенная конструкция подъемников.
В этом решении плиты поднимаются с помощью двух гидроцилиндров, раскладывающих ножничную конструкцию. В группе ножничных подъемников можно выделить типичные служебные конструкции, например, подсознательные, в которых подъем транспортного средства вызывает высвобождение колес, и диагностическое решение, в котором перебегающие пластины, на которых стоит транспортное средство, оснащены поворотными платформами. и расширительные пластины и дополнительная пара ножниц для подъема подоконника транспортного средства с целью компенсации биения колес. Ножничные подъемники могут быть установлены непосредственно на полу, а затем используются соответствующие пандусы для движения транспортного средства на опускаемый подъемник и утопленные в ниши пола, благодаря чему плиты остаются заподлицо с полом после опускания подъемника. Последняя строительная группа подъемников — колонные. Они имеют электрогидравлический привод и исполнительный механизм, встроенный в пол. Такие решения могут иметь различные типы подъемных рычагов или пандусов и иметь один или несколько полюсов. Каждая из конструкций лифта имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор конкретного решения должен зависеть от потребностей и условий в мастерской. Недостатком колонных подъемников является ограниченное пространство цеха и затрудненный доступ к некоторым элементам шасси. В свою очередь, их преимущество — самая низкая цена и отсутствие необходимости готовить специальные углубления в полу, чтобы их заделать. Решающим преимуществом ножничных подъемников и колонных подъемников является полное отсутствие ограничения рабочих зон в цехе, когда подъемник находится в состоянии покоя (конечно, когда они полностью встроены в пол). К сожалению, стоимость покупки такого типа лифтовой конструкции намного выше, чем у колонной.