Цвет — это впечатление, воспринимаемое телом через орган зрения. Цвета можно разделить на основные (синий, зеленый, красный) и второстепенные цвета, которые образуются после смешивания основных.
Мы знаем, что человеческий глаз воспринимает цвета благодаря клеткам, используемым для их распознавания, так называемым суппозитории. Эти клетки состоят из белка, называемого опсином, и поглощают световые волны различной длины. Видимые электромагнитные волны возбуждают те клетки, которые различают основные цвета: синий, зеленый и красный. Именно в них происходит преобразование фотонов в электрохимический сигнал. В свою очередь, благодаря йодопсину мы можем распознавать разные цвета.
Восприятие цвета — это характеристика организма или машины, основанная на чувствительности к длине волны света. И именно цвет является основой не только автомобилестроения — он стимулирует покупку автомобиля. На каждом автомобиле есть паспортная табличка с описанием применяемой. Для многих цвет автомобиля — это символ в виде нескольких букв или цифр, так что же нам делать, если мы не можем найти паспортную табличку? Затем остается рассчитывать на глаз. Или для специализированного оборудования.
Цвет автомобиля не состоит из одного компонента — это результат объединения нескольких компонентов, имеющихся в данной системе смешивания. Белый цвет может создавать синий или зеленый, потому что белый не равен белому. С таблички мы можем прочитать так называемый OEM-код, который представляет собой комбинацию букв и цифр, соответствующую заданному цвету. Найти цветовой код — это половина дела. Цвета, указанные под одним кодом OEM, могут отличаться по оттенку, что связано с производством автомобилей на разных заводах на протяжении многих лет. Например, верхний серебристый цвет Volkswagen под кодом LA7W впервые появился в 1997 году и используется до сих пор. Поэтому очень вероятно, что лак, производимый более 20 лет назад, будет иметь разные цветовые варианты. Различия, учтенные в измерительном оборудовании, могут быть переведены на визуальное восприятие наблюдателя. Для этого используется переменная дельта E, на основании которой известно, что при:
- 0 <dE <1 — наблюдатель не замечает разницы между цветами,
- 1 <dE <2 — разницу заметит только опытный наблюдатель,
- 3,5 <dE <5 — замечает четкую разницу в цвете,
- 5 <dE — у наблюдателя создается впечатление, что данные цвета разные.
Визуальная оценка
Для определения цвета проще всего использовать визуальную оценку, используя зрение наблюдателя. Чтобы избавиться от проблем, вызванных неравномерными внешними условиями, его используют в строго определенных условиях. Для этого созданы соответствующие источники света, имитирующие различные условия освещения. Вы можете использовать специализированные фонарики, которые излучают свет нужной температуры или длины. Достоинством такого решения является возможность использования соответствующего освещения на любой местности. К сожалению, в этих условиях мы не можем поддерживать сопоставимые параметры и большее количество условий освещения. Поэтому были созданы световые камеры, в которых было установлено множество источников света, например TL84, D65, A, CWF, UV, U30, U35. Использование серой краски в конструкции кабины позволяет избежать эффекта контраста. Световые камеры очень обширны, помимо разнообразия используемого освещения, они могут быть любого размера.
Чтобы облегчить выбор цвета автомобиля, компании, производящие лаки, имеют цветовую документацию (так называемый colorbox), отсортированную по марке или цвету (хроматически). На первый тип трафарета наносится OEM-код вместе с маркой автомобиля. Таким образом, мы можем легко проверить, совпадает ли интересующий нас цвет с цветом кузова автомобиля — проблема может возникнуть только в том случае, если мы не знаем OEM-номер. У нас нет этой проблемы, когда у нас есть второй тип документации, то есть хроматическая. Хроматическая система при ближайшем рассмотрении оказывается универсальным решением. У клиента очень легкий доступ к выбранной группе цветов, поэтому поиск нужного цвета занимает всего несколько десятков секунд. Это особенно важно, если цветовой код неизвестен или автомобиль был перекрашен. В таких случаях нас не интересует, какой это производитель или OEM-код, сопоставление цветов выполняется путем нахождения ближайшего цвета среди существующих карточек.
Инструментальная оценка
Благодаря развитию технологий мы видим, что множество переменных сопоставления цветов привело к необходимости значительно упростить этот процесс. В этом вам помогут такие инструменты, как колориметр, измеритель блеска или самый популярный и разработанный метод спектрофотометрии.
Колориметр
Колориметр работает по принципу, аналогичному человеческому глазу. Человеческий глаз воспринимает три основных цвета благодаря разным типам суппозиториев — инструмент работает аналогично. Его конструкция очень проста, так как он содержит три сенсора со специальными фильтрами в виде цветных очков. Полупрозрачное стекло красное, синее или зеленое. Стекло, окрашенное в данный цвет, пропускает только тот диапазон длин волн, который соответствует данному цвету стекла, оно уменьшает остальные цвета. Эти три различных электрических импульса соответствуют количеству света, прошедшего через датчик, который преобразует импульсы в цифровую форму. Более обширные колориметры включают еще один датчик, который измеряет общее значение света. Благодаря своей простой конструкции это недорогое устройство.
Блескомеры — измерение блеска
Измеритель блеска — это устройство, используемое для измерения степени блеска исследуемого образца. Метод измерения блеска стандартизирован в соответствии с применимыми стандартами. Доступны одно- или многоугольные измерители блеска. Наиболее распространенные углы измерения: 20 °, 60 ° и 85 °.
Спектрофотометр
Устройство спектрофотометра намного сложнее, чем у колориметра. В результате он предоставляет данные измерений, которые гораздо больше говорят о цвете.
Можно видеть, что многие переменные сопоставления цветов вызвали необходимость значительно облегчить этот процесс. На помощь пришел спектрофотометр с автоматическим окрашиванием. Когда это устройство было разработано, у него было другое предназначение, чем сегодня. Раньше он показывал только график длины волны света в отраженном изображении покрытия и точно показывал пропорции компонентов невидимой полосы в луче белого света, отраженного от лакового покрытия. В настоящее время более новые модели спектрофотометров, даже если мы не знаем цветовой код, измеряют и предоставляют готовый рецепт. После того, как измерение выполнено, оно передается в компьютер, где специализированное программное обеспечение автоматически находит подходящий рецепт и оптимизирует его, чтобы еще лучше согласовать его с измеренным цветом. Несомненно, использование этого инструмента ускоряет процесс ремонта и позволяет избежать дорогостоящих ошибок. Все зависит, конечно, от базы данных, с которой работает данный спектрофотометр. Чем больше база данных, тем больше вероятность получения удовлетворительного конечного результата.
Очень важным элементом спектрофотометра является источник света — обычно это светодиодный диод. Луч света, сформированный диодом, попадает на образец под прямым углом, затем отражается и направляется на ряд датчиков. Спектрофотометрические измерения выполняются в каждом диапазоне длин волн с высокой точностью, а результат представляется в виде набора чисел, описывающих спектр видимого света. На рынке представлены спектрофотометры с различной геометрией измерения. Результат наблюдения объекта зависит от условий освещения, угла наблюдения объекта и угла падения света. Треугольное измерение необходимо для правильного определения цвета. На рынке представлены 6- и даже 12-угольные спектрофотометры, иногда оснащенные камерой. Около 80% цветов автомобилей имеют специальные эффекты, которые проявляют различные свойства в зависимости от угла падения света.